Вы не вошли.
Наткнулся в интернетах на эту замечательную статью.
imperium.lenin.ru/~verbit/MATH/programma.html
Ваши мнения?
На мой взгляд подход верный, но не в плане математики как науки, а в плане образования.Систематизация нужна.
Отредактировано petrun (10-10-10 22:13:35)
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
Первый курс
* Анализ" Лорана Шварца, "Анализ" Зорича,
* "Задачи и теоремы из функ. анализа" Кириллова-Гвишиани
* Дифференциальная топология (Милнор-Уоллес),
* Комплексный анализ (Анри Картан), Комплексный анализ (Шабат)
Где Фихтенгольц? ТФКП и дифференциальная топология на ПЕРВОМ курсе? Функциональный анализ ДО общей топологии?
Квантовая механика для школьников? Квантовую механику осмысленно можно изучать только после изучения СТО и теории вероятностей, что подразумевает более или менее свободное владение матаном на уровне интеграла Стилтьеса.
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
1) А зачем именно Фихтенгольц?
2) Нет, а что?База-то(многообюразия) есть.
3) В сымсле?Общая(теоретико-множественная) топология у него в "программе матшкольник".
Квантовая механика для школьников? Квантовую механику осмысленно можно изучать только после изучения СТО и теории вероятностей, что подразумевает более или менее свободное владение матаном на уровне интеграла Стилтьеса.
Насколько я понимаю тут речь про конкретную книгу.И самые общие понятия о самоcопряженных операторах(третий постулат квантовой механики).
Отредактировано petrun (11-10-10 00:36:21)
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
1) А зачем именно Фихтенгольц?
Затем, что это энциклопедически полное, хотя методологически слегка устаревшее, изложение матана.
2) Нет, а что?База-то(многообюразия) есть.
Многообразия -- это тоже не первый курс. К изложению функционального анализа есть несколько подходов. Один из них предполагает, что студент не впадает в прострацию от банаховых и хаусдорфовых пространств, теории меры. Другой подход предполагает свободное владение матаном и линейной алгеброй (матричное исчисление). Третий основан на ТФКП. Забавно то, что это будут разные БАЗОВЫЕ разделы ФА.
3) В сымсле?Общая(теоретико-множественная) топология у него в "программе матшкольник".
У матшкольника мозг выкипит, если к общеобразовательной программе он ещё и общую топологию серьёзно изучать будет. Вы думаете, что Келли -- лёгкое чтение? Энгелькинг объёмом с "Войну и мир", а поляки используют принципиально иной методологический подход, у них в основе -- оператор замыкания, а не открытые и замкнутые множества.
Насколько я понимаю тут речь про конкретную книгу.И самые общие понятия о самоcопряженных операторах(третий постулат квантовой механики).
Повторюсь, чтобы осмысленно говорить о квантовой механике, надо уметь мыслить в терминах теории вероятностей, иначе это профанация.
Математику условно можно разделить на 3 крупные ветви: матан (сюда включаются и ТФКП, и ФА, и операционное исчисление, аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия, теормех), алгебра, топология. Есть мелкие "веточки".
Крупные ветви можно изучать независимо, как комплЕксные числа в алгебре и ТФКП. Внутри ветвей есть определённые последовательности, так невозможно изучить теормех до матана и аналитической геометрии; дифуры до интегрального исчисления; гомотопическую топологию до общей и т.п.
Предлагаемая программа грешит такими перескоками.
Улучшение качества образования я вижу со сменой парадигмы проверки. Акцент делать не на память студента, а на способности понимать и рассуждать.
Какой смысл учить Фихтенгольца* практически наизусть? Сейчас не Средние века, носители информации общедоступны. Студента лучше испытывать на то, как он способен объяснить учебный материал и применить для выполнения упражнений.
--------------------------
* для тех, кто не видел, Фихтенгольц -- это 3 тома матана по 600 стр. мелким шрифтом.
Отредактировано msAVA (11-10-10 01:19:20)
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Затем, что это энциклопедически полное, хотя методологически слегка устаревшее, изложение матана.
Зорич же.
. Один из них предполагает, что студент не впадает в прострацию от банаховых и хаусдорфовых пространств, теории меры.
Ну о чем я и говорю.На базовом уровне понятие меры совершенно интуитивно.Норма же - 1 лекция про векторные пространства, при условии базового владения алгеброй.
И так с многим - как по мне это самый простой путь.
Повторюсь, чтобы осмысленно говорить о квантовой механике, надо уметь мыслить в терминах теории вероятностей, иначе это профанация.
А кто говорит про "мслыть в терминах кантовой механики"?Просто небольшой ликбез относительное ее математического аппарата.
Тут по сути вся программа ликбез.Отсюда и нестыковки.
Математику условно можно разделить на 3 крупные ветви: матан (сюда включаются и ТФКП, и ФА, и операционное исчисление, аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия, теормех), алгебра, топология. Есть мелкие "веточки".
На мой взгляд, дабы студента не травмировать, выделять нужно анализ, алгебру и геометрию в смысле Клейна.Зачем топологию отдельно?
Улучшение качества образования я вижу со сменой парадигмы проверки. Акцент делать не на память студента, а на способности понимать и рассуждать.
Какой смысл учить Фихтенгольца* практически наизусть? Сейчас не Средние века, носители информации общедоступны. Студента лучше испытывать на то, как он способен объяснить учебный материал и применить для выполнения упражнений.
--------------------------
Нет, тут спорить глпо.Но можно какие-нибудь более конкретные идеи?
Эта программа на самом деле сильно перенасыщенна, а последние курсы меняются со скорость мысли.Но мне сам подход очень нравится.
Книжка Маклейна про категории на первом курсе это же гениально.Этот язык очень удобен.
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
Школьники плохо учатся, потому что им забивают голову ненужной тоскливой херней, поэтому давайте херню еще более ненужной и более тоскливой, авось станут учиться лучше...
Вне форума
Mike22, знал бы ты, как я ненавижу конспекты по книжкам 
Вне форума
Armanx64:
Одно дело, когда это твой осознанный выбор - ты сам пошел в ВУЗ, мог и не идти, имел право. А совсем другое, когда тебе некуда деться.
Вне форума
Школьники плохо учатся, потому что им забивают голову ненужной тоскливой херней, поэтому давайте херню еще более ненужной и более тоскливой, авось станут учиться лучше...
Погодите,погодите.Речь в основном не о школьниках, это раз.Речь в основном у студентах, которые хотят заниматься математикой и/или физикой как наукой.
Термин "программа матшкольник" же значит, что человек сознательно(класса с 7-9) сделал такое выбор.
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
petrun:
Если речь о добровольцах, то все ок. Хотя, я не понимаю, зачем физикам столько математики. Весь ужас первого и второго курса в том, что более половины изученной математики не имеет физического применения. А тут ее хотят дать еще больше.
Вне форума
Весь ужас первого и второго курса в том, что более половины изученной математики не имеет физического применения. А тут ее хотят дать еще больше.
Этот ужас - пример классической программы мехмата МГУ.Как пример совершенно чудовищное количество вычметодов.
Эта же программа,на мой взгляд, максимально ориентированна именно на физику.
Ну назовите мне тут бесполезные вещи.Кроме, разумеется, вспомогательных.
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
На базовом уровне понятие меры совершенно интуитивно. Норма же - 1 лекция про векторные пространства, при условии базового владения алгеброй.
Вы так думаете? Только понятие базиса надо целую лекцию рассказывать. В ФА использую не только конечномерные векторные пространства.
Базовое владение алгеброй -- это свободное владение теорией матриц, минимум семестр по 3 лекции в неделю.
Просто небольшой ликбез относительное ее математического аппарата.
Её математический аппарат -- это теория вероятностей.
На мой взгляд, дабы студента не травмировать, выделять нужно анализ, алгебру и геометрию в смысле Клейна.Зачем топологию отдельно?
Так и выделяют. Топология отдельно, потому что это отдельный раздел математики.
Вообще физикам надо: матан, линейная алгебра, аналитическая геометрия; потом тензорное и операционное исчисление, теория вероятностей и математическая статистика; специальные главы топологии.
Термин "программа матшкольник" же значит, что человек сознательно(класса с 7-9) сделал такое выбор.
Нельзя в этом возрасте сделать СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор. Даже в ВУЗе этот выбор сделать сложно, так как чел просто не знает и не понимает, чем он будет заниматься, сделав тот или иной выбор.
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Нельзя в этом возрасте сделать СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор. Даже в ВУЗе этот выбор сделать сложно, так как чел просто не знает и не понимает, чем он будет заниматься, сделав тот или иной выбор.
Наука - спорт. Как и в спорте - надо с детства начинать подготовку. Ни о каких сознательных выборах речь не идет.
С Вербитским почти согласен (хотя он редкостное чмо), но кое-что бы поменял. В любом случае, можно много кричать, что так нельзя учить. Но так учат! Но не в россии, которая совсем уже что-то в попе в науке.
Но трольте дальше *откинулся на спинку дивана, взял попкорну*
З.Ы. Петрун, привет Роману)
Квантовая механика - "малопонятный математический курьёз" (с) msAVA - современный учитель.
Вне форума
Наука - спорт. Как и в спорте - надо с детства начинать подготовку.
Это невозможно по объективным причинам (возрастная психология и физиология). На самом деле, как показывает история педагогики, вундеркинды более чем очень редко достигают высот на поприще науки.
Нельзя предугадать, к чему предрасположен ребёнок, тем паче нельзя узнать, что ему будет интересно через 20 лет.
Все попытки создать "интеллектуальную элиту", которая продвинет науку, ни к чему не привели. Хорошие результаты были только в случае, когда в стране (я имею в виду не только СССР) создавалась качественное и массовое общее образование политехнического или традиционного (научного) типа.
Ни о каких сознательных выборах речь не идет.
Тогда это напрасная трата ресурсов и лишение детей детства без всякого выхлопа.
Отредактировано msAVA (11-10-10 18:39:54)
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Так и выделяют. Топология отдельно, потому что это отдельный раздел математики.
Геометрия в смысле Клейна(о чем я и написал) включает в себя топологию.На мой взгляд геометрический подход с точки зрения теории групп намного проще понятней и приятней.
Вот убивал бы за аналитическую геометрию на первом курсе.По мне - таки анализ надо вводить в терминах топологических пространств и непрерывных отображений.Да и многообразия вводятся почти сразу.
Её математический аппарат -- это теория вероятностей.
Ее математический аппарат - операторная алгебра.
Вы так думаете? Только понятие базиса надо целую лекцию рассказывать.
Ну нас учили именно так.И ничего - выучили.
В ФА использую не только конечномерные векторные пространства.
ФА вообще собирательная дисциплина.Но начинать можно именно так.
Нельзя в этом возрасте сделать СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор. Даже в ВУЗе этот выбор сделать сложно, так как чел просто не знает и не понимает, чем он будет заниматься, сделав тот или иной выбор.
А делать-то что?Продолжать держать в старших классах школы такое количество ничего не делающих лбов?
З.Ы. Петрун, привет Роману)
От кого?)
Отредактировано petrun (11-10-10 18:49:25)
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
От кого?)
Ну вот в россию вернусь, если еще форум не развалится, а мы не сбежим отсюда - можно будет встретиться, обсудить и НМУ, и "От кого"))
Кстати, а встречи СЛОР-а бывают? Ну по хорошему, чтобы ножи дома оставляли?)))
Квантовая механика - "малопонятный математический курьёз" (с) msAVA - современный учитель.
Вне форума
Кстати, а встречи СЛОР-а бывают? Ну по хорошему, чтобы ножи дома оставляли?
С кирпичами за пазухой у линуксоидов, разве что.
Вне форума
Вот убивал бы за аналитическую геометрию на первом курсе.По мне - таки анализ надо вводить в терминах топологических пространств и непрерывных отображений.Да и многообразия вводятся почти сразу.
Надо различать математику для математики и математику для других наук. Предлагаемая вами методика сделает ФА бесполезным для нематематиков.
Аналитическая геометрия имеет приложения к той же теоретической механики.
Вы имели удовольствие видеть теормех в "новом теоретикомножественном изложении"? Полный вынос мозга и абсолютная бесполезность по сравнению с традиционным.
Дифуры лучше учить по старенькому Матвееву, нежели новому Бибиков.
Уравнения квантовой механики тесно связаны со многими разделами математики, среди которых: теория операторов, теория вероятностей, функциональный анализ, операторные алгебры, теория групп.
Мы оба правы.
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Надо различать математику для математики и математику для других наук.
Как это ни грустно признавать, но матемеатики для математики практически не существует.Различается время до востребования каких-то исследований.
Я же не предлагаю учиться по книжкам Бурбаки и его последователей, это и вправду уже слишком.
Просто будущее-таки за теоретико-множественным и геометрическим (топологическим) подходами.
Вы абсолютно уверенны, что это
Вы имели удовольствие видеть теормех в "новом теоретикомножественном изложении"? Полный вынос мозга и абсолютная бесполезность по сравнению с традиционным.
не дело привычки и инерции, а действительно сильно неудобно? Это серьезный вопрос, я практически не знаком с механикой.
Да и мне казалось, что механика становится прикладной дисциплиной, а этот материал расчитан под активно развивающиеся разделы физики.
И кроме того, исходя из личных наблюдений, это намного интереснее для огромного процента людей. Хотя бы по причине актуальности материала.
Мы оба правы.
Да, наверное. Без понимания тервера невозможно придать этим формулам то, что называется "физический смысл".
Отредактировано petrun (11-10-10 22:29:55)
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
а действительно сильно неудобно? Это серьезный вопрос, я практически не знаком с механикой.
Более чем. С точки зрения математики всё тип-топ, но нет ни одной формулы, по который можно было бы рассчитать простейший механизм или решить задачу уровня "геометрия 11 класса матшколы".
Теоретико-множественный и топологический подход в математике утвердился уже давно, но это не означает, что на его основе надо преподавать всё.
Дифуры и теормех очень хорошо понимаются и применяются как продолжение курса матана.
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Более чем. С точки зрения математики всё тип-топ, но нет ни одной формулы, по который можно было бы рассчитать простейший механизм или решить задачу уровня "геометрия 11 класса матшколы".
Гм.Я возможно что-то не понимаю, но вы же не думаете, что нужные вычислительные рецепты невозможно вывести в рамках такого подхода?
Так может в учебнике дело?
Сейчас очень любят на эту тему палку перегибать.Вон во Франции почти всю геометрию выкинули и из вузаов и из школы.
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
Определение тензорного произведения векторных пространств в школе - это пять, это таки да.
У человека явно не все дома.
"Фу бля, крохобор вонючий" (с) Svart Testare
Вне форума
но вы же не думаете, что нужные вычислительные рецепты невозможно вывести в рамках такого подхода?
Можно. Наверное. Только зачем, если все эти формулы уже выведены в рамках традиционного подхода? Просто получается двойной труд, сначала учим теормех в новом изложении, потом в старом.
Смысл жизни не 42, смысл жизни 69.
Моё.
Вне форума
Просто получается двойной труд, сначала учим теормех в новом изложении, потом в старом.
Эм, Зачем?Неужели нормальных учебников нового изложенияня бывает?
Анархия-мама сынов своих любит
Вне форума
[ Сгенерировано за 0.011 сек, 7 запросов выполнено - Использовано памяти: 1.8 Мбайт (Пик: 1.88 Мбайт) ]